о нас  контакты  вакансии

НАШИ РАБОТЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОМОВ
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ
КОММЕРЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАСАДОВ
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ



 
 
  Баженов Василий Иванович (1/12/.3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным - Москва), - 2/13/.8.1799, Петербург), русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55гг.) и в Московском университете(1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской Академии Художеств - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом Академии Художеств в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской Академии Художеств. 
  Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75гг.) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен.
Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.
   В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Баженова тяжёлым ударом. 
   Частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-86; ныне старое здание Библиотеки им. В.И. Ленина). Баженов перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма,  противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством.
Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Баженова (дом Долгова на 1-й Мещанской, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени.
  Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Баженова в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774-75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775-85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой  (1782-89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями.
  В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II негативно отнеслась к ним при их осмотре на месте. 
  В проекте Михайловского замка в Петербурге  (1792-96; строили в 1797-1800 В.Ф. Бренна и Е.Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Баженов сумел связать замок с городом, вынеся замковые павильоны на линию Инженерной улицы.
  Баженов одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Баженова был издан русский перевод Витрувия. Баженов - создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров.